Разделы сайта

Главная

Рецепты успешной сдачи экзаменов

В пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться. И чем серьезнее будет эта подготовка, тем меньше будет тревожность и реальнее успех.

 

Важный маленький нюанс:

Всезнающий Даль в своем словаре так говорит нам об экзамене: «Экзамен – лат. испытанье; предложение вопросов, для узнавания степени чьих-либо сведений. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».

 

С.И. Ожегов уточняет «Испытание –тягостное переживание, несчастье».

 

Сдача экзаменов – одно из важных, серьезных испытаний для любого человека, которое заставляет его мобилизовать все свои силы. Что же «испытывается» во время экзамена? Экзамен, это кульминация определенного периода в жизни, и это не только проверка имеющихся знаний. Успешная сдача экзамена – основа притязаний на признание: «Я хороший», «Я успешный».

 

Для многих учеников (студентов), которым предстоит сдавать экзамены, жизнь превращается  в настоящий кошмар. «Вечная» проблема экзаменационного стресса и его преодоления стала темой этой памятки. Надеемся, что предлагаемые «рецепты» успешной сдачи экзаменов, помогут читателю выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, подскажут как справляться со страхами, преодолевать неудачи.

 

Рецепт 1.

«Будь оптимистом»

 

Правильный психологический настрой – немаловажный фактор успешной сдачи экзамена. Всегда помни, что голова человека подобна компьютеру. Она хранит информации гораздо больше, чем ты в состоянии предположить. Даже если ты ленился на уроках и часто списывал, имей в виду, в подкорке все равно что-то есть на интересующую тему. Главное – излишними эмоциональными переживаниями «систему не обрушить», и тогда в ответственную минуту отыщется нужный «файл».

 

Ожидание неминуемого краха ни к чему хорошему не приводит. Страхи, опасения, сомнения в собственных силах неминуемо ведут к тому, что нужного тебе результата не видать, как своих ушей.

 

Рецепт 2.

«Организация»

 

• Во время подготовки к экзаменам не надо менять привычный распорядок своей жизни: вставай и ложись спать, принимай пищу, занимайся, совершай прогулки, как обычно.

  Установи чёткий режим работы.

  Разумно чередуй труд и отдых.

• Особо строго следует соблюдать гигиенические требования умственного труда: проветривать помещение, через каждый час работы делать паузы, уделить часть своего времени прогулкам.

• Подготовь рабочее место. Все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.

• Не работай лежа, полусидя, при плохом освещении.

 

 Рецепт 3.

«Не теряй времени зря»

 

• Придерживайся этого основного правила. Перед началом подготовки к экзамену необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начать учить незнакомый, новый.

• Используй время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учи в то время суток, когда хорошо «думается», то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

 

Рецепт 4.

 «Закономерности запоминания»

 

• Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

• К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

• При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

• Чем большую часть времени ты тратишь на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение, тем эффективнее.

• Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать написание шпаргалок в виде краткого, тезисного изложения материала. Но увлекшись этим процессом, не забудь, идя на экзамен, оставить свои творческие произведения дома.

 

• Если экзамен устный, лучше готовиться к нему с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

 

Рецепт 5.

«Повторение – мать учения»

 

• Распредели повторение материала по дням.

• Сгруппируй вопросы по тематическому признаку.

• Сначала повторяй трудные вопросы.

• Начинай повторять вопросы экзамена по учебникам, при этом делай краткие заметки. Запиши вопросы, которые следует задать учителю на консультации.

 

Рецепт 6.

«Психологическая защита»

 

• Прием «Переключение». Когда на душе тягостные переживания, начинай думать о чем-нибудь для тебя актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

• Прием «Сравнение».Сравни свое состояние с состоянием и положением других людей, ты поймешь, что у многих оно тяжелее, чем у тебя.

• Прием «Накопление радости».Вспоминай события, вызвавшие у тебя даже маленькую радость.

• Прием «Мобилизация юмора».Смех – противодействие стрессу.

• Прием «Интеллектуальная переработка». «Нет худа без добра».

 

 Рецепт 7.

«Обязательный»

 

• Всегда, а во время экзамена особенно, заботься о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться (не одним только шоколадом, кофе и сладким чаем — пища должна быть полноценной и сбалансированной).

• Ни в коем случае не засиживайся допоздна перед экзаменом!

 

 

Как сдавать письменный экзамен

Вещами, абсолютно необходимыми на экзамене, являются ручка, карандаш, линейка и ваша собственная голова, которая помнит все  формулы, приемы решения задач, может безошибочно производить сложные арифметические вычисления и не нуждается в энергетической подпитке.

 Если же ваша голова не удовлетворяет этим требованиям, можно с собой взять:

а) шпаргалки -  настоятельно не рекомендую! Наблюдатели на экзаменах строгие и на расправу скорые: выгнать с экзамена могут в два счета. Ибо нет ничего сверхумного и сложного во вступительных задачах. Для их решения достаточно знания базовых понятий и формул. Они, как правило, «застревают» в голове,  при подготовке. Поэтому, выполняя варианты прошлых лет, старайтесь перед экзаменом заглядывать в справочники как можно реже. А лучше  всего — написать формулу по памяти, а затем — сверить. Тогда, если спокойно и  сосредоточенно решать во время экзамена, то формулы сами «всплывут» в      голове, как это ни парадоксально звучит. Полезно так же знать  основные принципы вывода формул, особенно в математике, это может  пригодиться и в процессе решения.

б) калькулятор (хотя бы небольшой: как правило, никто от вас не потребует  вычислять сложные синусы, логарифмы и корни) Тем не менее, иногда  калькулятором запрещают пользоваться, особенно на математике, за это могут  удалить с экзамена…. Так что думайте сами….

в) что-нибудь типа плитки шоколада (Кстати, весьма, благотворно влияет на  деятельность мозга. Только не надо, её разворачивая, шуршать! Уважайте права  ваших товарищей-конкурентов на тишину!) и минералки (что более важно,  нежели шоколад. В аудитории может быть ужасно жарко, как, впрочем,  и ужасно  холодно).

 г) если вы любитель красивых чертежей, стоит захватить циркуль, ластик, транспортир и т.п. Чего не стоит делать на экзамене — пытаться контактировать с соседями. Во-первых, они ваши конкуренты и спрашивать у них подсказки бессмысленно; во-вторых, вряд ли знают много больше вас; в-третьих, именно на это быстрее всего реагируют члены экзаменационной комиссии и могут принять к вам меры вплоть до досрочного окончания экзамена для вас.

Распределение времени  -  дело индивидуальное. Начинать стоит с задачи под номером 1: она, как правило, достаточно простая, а стереометрию оставить напоследок.

 На экзамене по физике начинайте с задачи на ту тему, которую вы лучше всего знаете. Обычно оставляют час-полтора для переписывания, решенного на чистовик и окончательной проверки. Если чувствуете, что не успеваете что-то переписать, обязательно сошлитесь на черновик. В противном случае его смотреть вряд ли будут, а вы потеряете баллы. Для работы  над ошибками  можно переписать вариант на заранее припасенный листочек и посмотреть его дома, хотя пользоваться на экзамене другой бумагой, кроме выданных вам 5 листиков запрещается, листы после сдаются тоже под расчет. Если экзаменаторы обнаружат, что у вас есть другие листики, кроме экзаменационных,  то Вам грозит удаление без права апелляции — согласитесь, риск неоправданно велик!  Более того -  если думать над задачами 4 часа,  то,  наверное, можно их запомнить настолько, чтобы по выходу из аудитории записать условия и, при желании, обдумать дома. Это может пригодиться на апелляции, если вы будете точно знать, что у вас задача решена правильно, а вам её не засчитали. Да и потом, это просто интересно  вернуться ещё раз к нерешенным задачам в спокойной обстановке, показать их друзьям, учителям в школе. Они только обрадуются возможности поупражняться.

 

Как сдавать устный экзамен

Нас провожают на экзамен  всегда немножко как на войну: то ли выживет бедняга, то ли нет». Смотрят в спину с тревогой и надеждой и, по сути, ничего, кроме удачи не желают.

 Однако на экзамене, помимо удачи, нужны, прежде  всего, знания, возразит кто-нибудь дотошный. И будет прав. Но только на пятьдесят процентов. Потому что в данной ситуации многое зависит еще и от умения  общаться, умения произвести благоприятное впечатление на экзаменационную комиссию. Для этого мало иметь бесценную голову, надо выбрать правильную тактику.

 

    Маневр 1. Будь оптимистом.

 Всегда помни, что голова подобна компьютеру. Она хранит информации гораздо больше, чем мы в состоянии предположить. А ожидание неминуемого краха действительно ни к чему хорошему не приведет. Сомнения в собственных силах немедленно передаются окружающим.

 

    Маневр 2.

 Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Возьми уверенный тон, излагай материал четко и ясно.

 

    Маневр 3. Не наводи тень на плетень.

 Лучше сразу набросать на листочке тезисный планчик ответа. При отступлении от темы всегда можно опустить глаз в бумажку и не сбиться с пути истинного. Лучше обойтись без лирических отступлений.

 

     Маневр 4.

 Некоторых отвечающих смущают каменные, равнодушные лица преподавателей. Помни –  эта маска к тебе никакого отношения не имеет. Так уж у них, у учителей, заведено – блюсти строгость и нейтралитет. Знай свое, отвечай, как отвечал.

 

    Маневр 5.

 Опытные педагоги, как и психологи, знают, что за агрессией учащиеся часто прячут свои слабые места. Так что не примени лишний раз поздороваться, поблагодарить, лучезарно улыбнуться. В промежутке между реверансами хорошо бы еще что-нибудь отвечать… И никогда не вступай с преподавателем в дискуссию. Побеждает сильнейший. На экзамене при любом раскладе сильнейший – он. А тебе главное – сдать экзамен.

 

Успехов вам в вашем нелегком деле!