Разделы сайта

Главная

Мой ребенок – первоклассник!

   Поступление в школу – один из наиболее важных периодов в жизни детей. Весь уклад жизни ребенка меняется. Поэтому, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

   Период адаптации первоклассников к школе может длиться от двух до шести месяцев. Это зависит от многих факторов:

  • индивидуальные особенности ребенка;
  • характер взаимоотношений с окружающими;
  • степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

   После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе.

Основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в школу:

   1.Изменение режима дня и сна.

 2. Увеличение времени, которое ребенок проводит без двигательной активности, сидя за партой. Кроме этого, школьнику приходиться больше времени проводить в помещении.

 3. Изменение стиля общения со взрослыми. Педагоги в школе не ориентированы на опеку и заботу, поэтому в первые дни в школе ребенок может ощущать себя беспомощным и одиноким.
  4. Необходимость самообслуживания в школьной столовой, в туалете, в гардеробе.
   5. Требование к ребенку самому организовать свое рабочее место, доставать учебные принадлежности из портфеля, аккуратно складывать их обратно, при этом следить, чтобы ничего не забыть и не потерять.
    6. Требование вовремя и правильно реагировать на такие условные сигналы, как звонок на перемену или урок, и подчиняться общим правилам поведения на уроке.
    7. Неизбежное увеличение объема умственной нагрузки. 

Процессы, описанные выше, в целом достаточно сложны для семилетнего ребенка, а особенно для ребенка шести лет. И только родители могут стать помощниками в этом нелегком деле.

Признаки успешной адаптации

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. Успешное усвоение учебной программы.
  3. Самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Рекомендации родителям первоклассников

  1.  Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ему возможность самому проанализировать последствия данного поступка. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка.

3. Запаситесь терпением.С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» –  кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

4. Соблюдайте режим дня. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.

5. Не пропускайте трудности.Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

6. Хвалите ребенка.Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.

8. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку. Обсудите со своим первоклассником, за что он отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)

Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику. Именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Педагог-психолог Волк Д.В.