Разделы сайта

Главная

Классное руководство

Логотип работает как прямая ссылка на сайт. Пожалуйста, нажимайте!

https://nastgaz.by/category/настаўніцкай-газеце-70/

Должностные обязанности классного руководителя

1. Общие положения:
1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:
2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
2.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
2.4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
2.6. Защищает правами свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
2.7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
2.8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

Классный руководитель имеет право:

1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суда.

Классный руководитель не имеет права:

1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

Классный руководитель должен знать:

1. Закон Республики Беларусь «Об образовании».
2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
4. Школьную гигиену.
5. Педагогическую этику.
6. Теорию и методику воспитательной работы.
7. Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
4. Организовать воспитательное мероприятие.
5. Организовать и провести родительское собрание.
6. Воспользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.

 

 Содержание дневника классного руководителя

  1. Функциональные обязанности классного руководителя
  2. Анализ организационно-воспитательной работы за прошедший учебный год
  3. Краткая характеристика класса на начало учебного года
  4. Сведения об учащихся, их родителях
  5. Социальный паспорт класса
  6. Сведения о занятости учащихся
  7. Сведения о состоянии здоровья учащихся
  8. Календарно-тематическое планирование часов ОВР (сетка)
  9. Индивидуальная работа с учащимися
  10. Индивидуальная работа с родителями
  11. Рейтинг участия в спортивных мероприятиях
  12. Рейтинг участия в культурно-массовых мероприятиях
  13. Посещение учащихся на дому
  14. Учет индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания
  15. Планирование работы классного руководителя с родителями
  16. Состав родительского комитета. План проведения родительских собраний
  17. Протокол родительского собрания
  18. Посещение родителями школьных собраний
  19. Совместная работа с педагом-психологом, социальным педагогом, учителями, работающими в классе
  20. Страничка зам. по ВР
  21. Методические рекомендации
  22. Виды и формы работы
  23. Формы воспитательной работы
  24. Виды и формы воспитательной деятельности

Памятка для классного руководителя

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Внимание! Конфликт. Что следует помнить педагогу?

• Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
• Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
• Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
• Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
• Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
• Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.


Профилактика конфликтов в ученическом коллективе
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
• изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
• определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
• организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
• формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
• организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.